Особенность данного двигателя - высокие удельные параметры в широком диапазоне эксплуатационных режимов работы. По сравнению с лучшим двигателем второго поколения, двигатель АЛ-21Ф-3 имеет удельную тягу выше на 23%, а удельный расход топлива и удельную массу ниже на 17 и 30% соответственно. Высокая экономичность достигалась большим числом ступеней компрессора (14) и развитой механизацией (десять направляющих аппаратов, включая выходной, имеют поворотные лопатки). Благодаря этому получена высокая степень повышения давления в компрессоре - 15.
В АЛ-21Ф-3 было вложено много новых конструктивных решений, в том числе на уровне отдельных деталей и узлов. Широкое применение теплопрочного титана и жаропрочных стальных сплавов, а также использование прогрессивных технологических процессов изготовления, позволило значительно снизить его удельный вес. Плюс ко всему, в эксплуатации двигатель отличался крайне малым расходом масла.
В наше время самая современная модификация двигателя, получившая наименование АЛ-21Ф-3А, устанавливается на самолёты Су-24М2 ВВС России, а также поставляется в ряд зарубежных стран, на вооружении которых находятся самолеты Су-24МК, Су-20, Су-22М4 и дp.
АЛ-21Ф-3 (изделие «89») — одноконтурный одновальный турбореактивный двигатель с форсажной камерой третьего поколения, разработанный под руководством Генерального конструктора ОКБ-165 А. М. Люльки. Производство этих двигателей осуществлялось на московском заводе «Салют» и на Омском моторостроительном заводе им. П.И. Баранова.
Существовало три серийных варианта состава и компоновки вспомогательных систем двигателя: «Т» - для фронтовых бомбардировщиков Су-24 и его модификаций М/МР/МП/МК, «Б» - для истребителей-бомбардировщиков МиГ-23Б и «С» - для Су-17М/М3/М2/М4 (Су-20, Су-22). Несколько экземпляров двигателя было задействовано при испытаниях предсерийных самолётов Т-10 (Су-27).
Работы в ОКБ по двигателям 3-го поколения были начаты в августе 1965 года (главный конструктор — Евгений Сергеевич Фельснер). Проектирование завершили в 1966 году, в том же году были изготовлены первые двигатели, стендовая тяга которых составляла 8900 кгс. Они получили наименование АЛ-21Ф. В 1969 удалось форсировать тягу до 11250 кгс (на 30 %). Спустя четыре года после начала работ на свет появился двигатель АЛ-21Ф-3 – третья финальная модификация, с увеличенным количеством ступеней компрессора и тягой.