Слово «фуражка» произошло от слова «фуражир» и означало оно когда-то существовавшую в царской армии должность. Фуражиры отвечали за снабжение частей продовольствием, топливом и стройматериалами.
Тогда фуражка выглядела совершенно иначе и не имела практически ничего схожего с современной фуражкой. Из общего были только материал и название. Старый головной убор был похож на согнутый пополам колпак, больше напоминающий привычную нам пилотку.
Фуражка, к образу которой мы привыкли, «служит» в русской армии уже 212 лет. После русско-японской войны фуражка окончательно вошла в разряд строевых головных уборов: вначале это случилось во флоте в 1881 году, потом в пешей армии. При переходе к полевой форме в 1907 году «защитный» цвет обмундирования перешел и на тулью.
Фуражки удобны во многих отношениях: они легки, имеют красивый и полезный козырек. Изначально они указывали на род войск, к которым принадлежал воин. Кроме того, наличие тульи (широких полей), закрепленной на околыше, позволяет голове меньше потеть в жару. Летом фуражки иногда снабжают белыми чехлами, тоже спасая так голову от перегрева. От таких сменных чехлов произошел потом обычный берет.
В авиации фуражки появились 110 лет назад, когда 3 января 1914 года приказом по военному ведомству № 4 была введена униформа для Императорского военно-воздушного флота. Согласно этому документу офицерам (лётчикам и наземному персоналу) при парадной форме полагалась особая фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша — красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи; повседневная фуражка изготавливалась из сукна защитного цвета и, так же как парадная, имела красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша. Кокарда и пуговицы для крепления подбородочного ремешка — общевойсковые.
Фуражки авиации советской эпохи появились в 1935 году (вопреки уставу, по неясным мотивам, тёмно-синяя пилотка военно-воздушных сил в декабре 1935 года приобрела статус основного головного убора (как бы подчёркивая исконное происхождение пилоток, как исключительно авиационного головного убора), полностью вытеснив фуражку вплоть до начала 40-х годов) и также были поделены на 2 вида — повседневные и парадные/парадно-выходные. С 1941 года повседневные фуражки имели тулью цвета хаки. На парадных фуражках этот элемент был полностью из синего сукна. В отличие от царских пилотов, советские военные авиаторы получили для своих головных уборов отличительный бирюзовый цвет околыша и выпушки. Фуражки пилотов гражданского воздушного флота изготавливались из серого или синего сукна и имели только бирюзовый цвет выпушки.
Ещё одним отличительным признаком советских авиаторов являлись эмблемы военно-воздушных сил (введены с 1937 года) и гражданского воздушного флота, обязательно крепившиеся над кокардой на тулью. Больше всего ценились вышитые.
В 1940 году на околыше генералов и маршалов авиации вокруг кокарды появляется лавровый венок, через 9 лет металлические венки с эмблемой в центре были на парадных фуражках у всех офицеров. С 1969 года металлическая кокарда со звездой появляется на фуражке солдат.
С 1943 года на генеральских и маршальских околышах в стороны от кокарды появилось шитьё из «лавровых» или «дубовых» листьев. В дальнейшем эти шитые ветви уменьшились в объеме, но остались.
Суровый армейский юмор гласит, что в военном всё должно быть прекрасно, но в первую очередь — фуражка! Неудивительно, что ещё одним элементом украшения офицерских фуражек стала золотая металлизированная плетёнка, заменившая простой кожаный подбородочный ремешок. Ещё на козырек парадных фуражек по внешнему краю иногда крепили так называемые «дубы», изображающие венок из листьев.
Размеры отдельных элементов фуражки, форма её и способ ношения часто менялись в зависимости от военной моды, порой устанавливаемой армейскими руководителями. Например, в Русской императорской армии нижние чины часто носили фуражки набекрень, как бы «залихватски» сдвинув. Потом эта мода пришла в советскую авиацию, где лётчики непременно слегка сдвигали свои фуражки набок. Были фуражки «жуковки» — в честь маршала Константина Жукова, утвердившего в 1955 году серьёзную послевоенную реформу военной формы одежды. Параметрами новая фуражка была ближе к предреволюционной, «классические» закономерности её построения усматриваются до реформ 1969 года, когда тулью слегка увеличили — на 0,5 см. Передняя часть её, набитая ватой, стала выше и шире.
В 1990-е годы закономерности при построении классической фуражки разрушаются — пошла мода на «аэродромы». Так прозвали фуражки с очень высокой тульей, без всякого соответствия с размерами козырька, который, напротив, уменьшается. Бирюзовый авиационный цвет околыша был отменён, как и правило ношения эмблемы ВВС. Форма тульи тоже меняется. Несмотря на отсутствие гармонии в пропорциях (не говоря уже о потере отечественных традиций), этот головной убор российские офицеры вынуждены были носить до 2012 года.
Сегодня фуражки в российской армии снова стали значительно ниже и компактнее. Благодаря реформе, проведённой при министре обороны Сергее Шойгу, военная форма одежды и, как следствие, головные уборы, пополнились ещё одним видом — офисными фуражками (заменившими собой повседневные).
Лаконичный и скромный фасон этого головного убора пользуется заслуженной любовью среди офицеров, тем более, что офисная фуражка авиаторов сохранила свой отличительный элемент в виде обновлённой эмблемы ВВС/ВКС и напоминает о преемственности и приверженности традициям в отечественной армии.