Фото и видео отчёты
Мероприятия
Экспонаты
О нас
Куда вы хотите приобрести билет?
График работы
ср.-вс. 10:00, 12:00, 14:00, 16:00
пн., вт. – музей закрыт
Обращаем ваше внимание, что вход на территорию Авиапарка возможен строго в указанное время.
(если вы приехали раньше – пожалуйста, дождитесь указанного времени)
Стоимость билетов
300 р. в будние дни,
500 р. в выходные и праздничные дни.
Детям до 7 лет включительно бесплатно.

Вход на территорию Авиапарка осуществляется по подтверждению оплаты билета, купленного на сайте Авиапарка либо по предварительной записи по телефону.

Посмотреть актуальное расписание в праздничные дни и информацию о предстоящих событиях можно на нашей страничке в ВК

Музей авиационных фуражек в Орешково

Слово «фуражка» произошло от слова «фуражир» и означало оно когда-то существовавшую в царской армии должность. Фуражиры отвечали за снабжение частей продовольствием, топливом и стройматериалами.
Тогда фуражка выглядела совершенно иначе и не имела практически ничего схожего с современной фуражкой. Из общего были только материал и название. Старый головной убор был похож на согнутый пополам колпак, больше напоминающий привычную нам пилотку.

Фуражка, к образу которой мы привыкли, «служит» в русской армии уже 212 лет. После русско-японской войны фуражка окончательно вошла в разряд строевых головных уборов: вначале это случилось во флоте в 1881 году, потом в пешей армии. При переходе к полевой форме в 1907 году «защитный» цвет обмундирования перешел и на тулью.

Фуражки удобны во многих отношениях: они легки, имеют красивый и полезный козырек. Изначально они указывали на род войск, к которым принадлежал воин. Кроме того, наличие тульи (широких полей), закрепленной на околыше, позволяет голове меньше потеть в жару. Летом фуражки иногда снабжают белыми чехлами, тоже спасая так голову от перегрева. От таких сменных чехлов произошел потом обычный берет.

В авиации фуражки появились 110 лет назад, когда 3 января 1914 года приказом по военному ведомству № 4 была введена униформа для Императорского военно-воздушного флота. Согласно этому документу офицерам (лётчикам и наземному персоналу) при парадной форме полагалась особая фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша — красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи; повседневная фуражка изготавливалась из сукна защитного цвета и, так же как парадная, имела красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша. Кокарда и пуговицы для крепления подбородочного ремешка — общевойсковые.

Фуражки авиации советской эпохи появились в 1935 году (вопреки уставу, по неясным мотивам, тёмно-синяя пилотка военно-воздушных сил в декабре 1935 года приобрела статус основного головного убора (как бы подчёркивая исконное происхождение пилоток, как исключительно авиационного головного убора), полностью вытеснив фуражку вплоть до начала 40-х годов) и также были поделены на 2 вида — повседневные и парадные/парадно-выходные. С 1941 года повседневные фуражки имели тулью цвета хаки. На парадных фуражках этот элемент был полностью из синего сукна. В отличие от царских пилотов, советские военные авиаторы получили для своих головных уборов отличительный бирюзовый цвет околыша и выпушки. Фуражки пилотов гражданского воздушного флота изготавливались из серого или синего сукна и имели только бирюзовый цвет выпушки.

Ещё одним отличительным признаком советских авиаторов являлись эмблемы военно-воздушных сил (введены с 1937 года) и гражданского воздушного флота, обязательно крепившиеся над кокардой на тулью. Больше всего ценились вышитые.

В 1940 году на околыше генералов и маршалов авиации вокруг кокарды появляется лавровый венок, через 9 лет металлические венки с эмблемой в центре были на парадных фуражках у всех офицеров. С 1969 года металлическая кокарда со звездой появляется на фуражке солдат.

С 1943 года на генеральских и маршальских околышах в стороны от кокарды появилось шитьё из «лавровых» или «дубовых» листьев. В дальнейшем эти шитые ветви уменьшились в объеме, но остались.

Суровый армейский юмор гласит, что в военном всё должно быть прекрасно, но в первую очередь — фуражка! Неудивительно, что ещё одним элементом украшения офицерских фуражек стала золотая металлизированная плетёнка, заменившая простой кожаный подбородочный ремешок. Ещё на козырек парадных фуражек по внешнему краю иногда крепили так называемые «дубы», изображающие венок из листьев.

Размеры отдельных элементов фуражки, форма её и способ ношения часто менялись в зависимости от военной моды, порой устанавливаемой армейскими руководителями. Например, в Русской императорской армии нижние чины часто носили фуражки набекрень, как бы «залихватски» сдвинув. Потом эта мода пришла в советскую авиацию, где лётчики непременно слегка сдвигали свои фуражки набок. Были фуражки «жуковки» — в честь маршала Константина Жукова, утвердившего в 1955 году серьёзную послевоенную реформу военной формы одежды. Параметрами новая фуражка была ближе к предреволюционной, «классические» закономерности её построения усматриваются до реформ 1969 года, когда тулью слегка увеличили — на 0,5 см. Передняя часть её, набитая ватой, стала выше и шире.

В 1990-е годы закономерности при построении классической фуражки разрушаются — пошла мода на «аэродромы». Так прозвали фуражки с очень высокой тульей, без всякого соответствия с размерами козырька, который, напротив, уменьшается. Бирюзовый авиационный цвет околыша был отменён, как и правило ношения эмблемы ВВС. Форма тульи тоже меняется. Несмотря на отсутствие гармонии в пропорциях (не говоря уже о потере отечественных традиций), этот головной убор российские офицеры вынуждены были носить до 2012 года.

Сегодня фуражки в российской армии снова стали значительно ниже и компактнее. Благодаря реформе, проведённой при министре обороны Сергее Шойгу, военная форма одежды и, как следствие, головные уборы, пополнились ещё одним видом — офисными фуражками (заменившими собой повседневные).

Лаконичный и скромный фасон этого головного убора пользуется заслуженной любовью среди офицеров, тем более, что офисная фуражка авиаторов сохранила свой отличительный элемент в виде обновлённой эмблемы ВВС/ВКС и напоминает о преемственности и приверженности традициям в отечественной армии.
Фуражка военного лётчика и пилота гражданского воздушного флота — один из самых узнаваемых элементов формы.

Именно ей посвящена наша выставка.
Музей авиационных фуражек
ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фуражка генеральская, повседневная / «офисная», с вышитым орнаментом в виде лавровых листьев на козырьке.

Оригинал, 2024 год
Воздушно-космические силы
Российской Федерации, с 2012 года по настоящее время.
Фуражка повседневная / «офисная» командира авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» полковника Д.А. Кузнецова

Оригинал, 2021 год
Воздушно-космические силы
Российской Федерации, с 2012 года по настоящее время
Парадно-выходная фуражка генералов авиации, образца 2012 года, с вышитым орнаментом в виде лавровых листьев на козырьке.

Оригинал, 2014 год
Воздушно-космические силы
Российской Федерации, с 2012 года по настоящее время
Парадная фуражка для офицеров взвода ВВС роты почётного караула столицы — города Москвы. Вышитый венок и накладная вышитая эмблема ВВС.

Оригинал, 2014 год
Воздушно-космические силы
Российской Федерации, с 2012 года по настоящее время
Фуражка офицерская, парадная. Кокарда, эмблема и пуговицы изготовлены из пластика.

Оригинал, 2023 год
Воздушно-космические силы Российской Федерации, с 2012 года по настоящее время
Парадная фуражка курсантов авиационных училищ, контрактников и кадетских школинтернатов с первоначальной лётной подготовкой (отличается наличием черного кожаного подбородочного ремешка вместо плетёного).

Оригинал, 2023 год
Воздушно-космические силы
Российской Федерации, с 2012 года по настоящее время
Фуражка генеральская, повседневная с вышитым венком и эмблемой Вооруженных Сил на тулье. Подбородочный ремешок изготовлен из тонкой хромовой кожи цвета беж с позолоченным шитьём на лицевой стороне.

Оригинал, 2009 год
Военно-воздушные силы
Российской Федерации, 1997 – 2017 годы
Фуражка офицерская, парадная, образца 1997 года

Оригинал, 2009 год
Военно-воздушные силы
Российской Федерации, 1997 – 2017 годы
Фуражка офицерская, повседневная, образца 1997 года

Оригинал, 2005 год
Военно-воздушные силы
Российской Федерации, 1997 – 2017 годы
Фуражка генеральская, повседневная с вышитым венком. Образец с одной из ранних эмблем государственной символики на тулье.

Оригинал, 1996 год
Военно-воздушные силы Российской Федерации, 1994 – 1997 годы
Фуражка офицерская, повседневная. Образец с одной из ранних эмблем государственной символики на тулье

Оригинал, 1995 год
Военно-воздушные силы
Российской Федерации, 1994 – 1997 годы
Фуражка генеральская, парадная. Переходный период, когда ещё не была определена государственная символика России. Вышитый венок и накладная вышитая эмблема ВВС.

Оригинал, 1992 год
Военно-воздушные силы
Российской Федерации, 1992 – 1995 годы
Фуражка офицерская, повседневная. Переходный период, когда ещё не была определена государственная символика России. Отличительной особенностью является отказ от традиционного шерстяного голубого околыша, появление опоясывающей синей ленты.

Оригинал, 1993 год
Военно-воздушные силы
Российской Федерации, 1992 – 1995 годы
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ
Фуражка пилота лётного отряда «Россия» / ФГБУ . Предприятие, обеспечивающее перевозку воздушным транспортом должностных лиц Российской Федерации, и других важных лиц спецслужб РФ или ВС РФ, подчинённое Управлению делами Президента Российской Федерации.

Оригинал, 2020 год
Специальный лётный отряд «Россия»
Фуражка пилота воздушного судна. Кокарда и эмблема авиакомпании вышиты с использованием позолоченной металлизированной нити.

Оригинал, 2021 год
ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии»
Фуражка раннего образца. Предназначалась для командира воздушного судна и отличалась вышитым орнаментом в виде дубовых листьев на козырьке. Кокарда составная из двух элементов – флаг России, вышитый на черном овале, и позолоченная металлическая эмблема Аэрофлота в обрамлении лавровых листов, прикреплённая поверх вышивки.

Оригинал
ПАО «Аэрофлот - Российские авиалинии»
Фуражка командира воздушного судна с вышитым орнаментом в виде лавровых листьев на козырьке. Эмблема авиакомпании расположена на тулье, она вышита металлизированной нитью. Её обрамляет венок, в основании которого вышивкой показаны расправленные крылья и лента.

Оригинал, 2015 год
Авиакомпания «Трансаэро»
(В прошлом одна из крупнейших частных российских авиакомпаний. Прекратила своё существование в 2015 году).
Фуражка пилота воздушного судна. Эмблема сделана накладной и крепится при помощи контактной ленты.

Оригинал, 2009
ПАО «Аэрофлот - Российские авиалинии»
ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ СССР
Повседневная фуражка военнослужащих срочной службы и курсантов авиационных училищ. Козырёк выполнен из пластмассы. Кокарда цельноштампованная, позднего образца.

Оригинал, 1992 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Летняя фуражка воспитанников Ейской специальной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой. Школа была создана в соответствии с распоряжением СМ РСФСР № 632 от 17.06.1988 г.

Оригинал, 1990 год
Министерство обороны СССР, 1978 – 1991 годы
Фуражка воспитанников Барнаульской специальной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой, повседневная/парадная.

Оригинал, 1990 год
Министерство обороны СССР, 1978 – 1991 годы
Повседневная фуражка офицеров авиации образца 1975 года с цельноштампованной кокардой образца 1969 года и козырьком из пластмассы, увеличенной формы. Подбородочный ремешок выполнен из металлизированного филигранного шнура, ставшего с 1975 года стандартным элементом для повседневных офицерских фуражек.

Оригинал, 1985 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Повседневная фуражка офицеров авиации образца 1975 года с цельноштампованной кокардой образца 1969 года.

Оригинал, 1979 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Повседневная фуражка военнослужащих срочной службы и курсантов авиационных училищ. Козырёк выполнен из фибры.
Кокарда цельноштампованная из анодированного алюминия в виде венка из колосьев, перевязанная снизу лентой, и красной звездой, с серпом и молотом в центре.

Оригинал, 1979 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Фуражка парадная, сержантов и солдат взвода ВВС 1-й Отдельной роты почётного караула. Кокарда составная, штампованная из анодированного алюминия в виде венка из колосьев, перевязанная снизу лентой, в центре закреплена накладная красная звезда с серпом и молотом.

Оригинал, 1969 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Фуражка парадная, сержантов и солдат взвода ВВС роты почётного караула Кремлёвского полка.
Приказ № 29 от 16 февраля 1971 г.

Оригинал, 1976 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Парадная фуражка офицеров взвода ВВС роты почётного караула Кремлёвского полка, образца 1971 года. Кокарда сборная, из двух элементов. Козырёк с накладным металлическим орнаментом в виде лавровых листьев. Подбородочный ремешок выполнен из позолоченного металлизированного филигранного шнура.

Оригинал, 1977 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Фуражка офицерская парадная с цельноштампованной кокардой образца 1968 года и накладным металлическим орнаментом в виде лавровых листьев на козырьке.

Оригинал
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Фуражка офицерская парадная / парадновыходная с цельноштампованной кокардой образца 1968 года.

Оригинал, 1980 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Летняя повседневная фуражка к облегчённой форме одежды генерала авиации (для жарких регионов). Кокарда из трёх элементов образца 1969 года.

Оригинал, 1986 год. Реставрация.
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1978 – 1991 годы
Повседневная фуражка маршалов и генералов авиации. Кокарда из трёх элементов, образца 1988 года.

Оригинал, 1988 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1978 – 1991 годы
Полевая фуражка генералов авиации, образца 1980 года. Кокарда и пуговицы окрашены в защитный цвет. Ремешок изготовлен из искусственной кожи и тоже окрашен в защитный цвет.

Оригинал, 1981 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1978 – 1991 годы
Повседневная фуражка маршалов и генералов авиации образца 1980 года. Вышитый венок и накладная вышитая эмблема ВВС.

Оригинал, 1981 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1978 – 1991 годы
Парадно-выходная фуражка заместителя начальника Главного штаба ВВС по лётной службе генерал-полковника И. Ф. Модянова. Фуражка, образца 1970 года, имеет тулью большего диаметра. Пуговицы декоративного подбородочного ремешка выполнены из анодированного алюминия.

Оригинал, 1974 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1969 – 1991 годы
Парадно-выходная фуражка начальника боевой подготовки ВВС Советской Армии генерал-майора авиации В.Ф. Васильева
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1978 – 1991 годы
Повседневная фуражка генералов авиации образца 1980 года. Накладной венок и накладная эмблема ВВС выполнены вышивкой.

Оригинал, 1981 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1978 – 1991 годы
Парадно-выходная фуражка генералов авиации образца 1955 года, с позолоченной кокардой, состоящей из двух элементов. Козырёк с вышитым орнаментом в виде лавровых листьев. Подбородочный ремешок изготовлен из тонкой хромовой кожи цвета беж с позолоченным шитьём на лицевой стороне. Пуговицы наборные, с позолотой.

Оригинал, 1965 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1955 – 1969 годы
Летняя повседневная фуражка генералов авиации образца 1955 года, с позолоченной кокардой, состоящей из двух элементов. Накладной венок выполнен вышивкой.

Оригинал, 1964 год
Военно-воздушные силы Советской Армии,
1955 – 1969 годы
Повседневная фуражка генералов авиации образца 1955 года, с позолоченной кокардой, состоящей из двух элементов. Накладной венок выполнен вышивкой. В отличие от обычных фуражек, на генеральских фуражках пуговицы имели оттиск герба СССР, а не пятиконечную звезду с серпом и молотом.

Оригинал, 1959 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1955 – 1969 годы
Выходная фуражка лётчика-истребителя 888 иап, участника войны с Японией, полковника Н. И. Мельникова. Фуражка образца 1955 года, изготовлена на заказ и имеет дополнительную позолоту на эмблеме и кокарде. Подбородочный ремешок выполнен из металлизированного филигранного шнура.

Оригинал, 1958 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1955 – 1969 годы
Фуражка офицерская парадная образца 1955 года, с накладным металлическим орнаментом в виде лавровых листьев на козырьке. Подбородочный ремешок выполнен из металлизированного филигранного шнура.

Оригинал, 1955 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1955 – 1969 годы
Фуражка офицерская, повседневно-полевая, утверждённая приказом 1955 года, с кокардой нового образца из томпака в виде выпуклой овальной розетки, в центре которой на белом поле располагалась звезда, покрытая рубиново-красной эмалью. Имитация вышивки выполнялась металлическим штампованным украшением.

Оригинал, 1969 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1955 – 1969 годы
Повседневно-полевая фуражка офицеров инженерно-технического состава ВВС, а также военнослужащих срочной службы и курсантов авиационных училищ.

Оригинал, 1954 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1949 – 1955 годы
Повседневно-полевая фуражка офицеров лётного состава образца 1949 года, с фибровым козырьком новой формы (введён в Советской Армии в 1946 году). Кокарда состоит из двух металлических штампованных элементов. Место вышитой эмблемы ВВС на тулье заняла металлическая.

Оригинал, 1953 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1949 – 1955 годы
Парадная фуражка образца 1948 года для офицеров ВВС имевших лётное образование. Козырёк «квадратной» конфигурации (введён приказом МВС Союза ССР № 95 от 10.12.1947 г.) с накладным металлическим орнаментом в виде позолоченных лавровых листьев.

Оригинал с частичной реставрацией, 1951 год
Военно-воздушные силы Советской Армии, 1948 – 1955 годы
Образец фуражки лётчиков ГСС, участников Парада Победы 1945 года. Отличительной особенностью данной фуражки является отсутствие гофрированных ободков вокруг металлической эмалированной звезды (крупнее обычной), крепившейся поверх вышитого венка. Эмблема ВВС выполнена вышивкой.

Оригинал с частичной реставрацией, 1945 год
Авиация Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 1940 – 1947 годы
Фуражка офицерская, повседневная. Кокарда состоит из трёх элементов — металлическая звезда на площадке из двух ободков и накладном венке, вышитых золотой канителью. Эмблема ВВС выполнена вышивкой на суконной подложке.

Копия с использованием оригинальных элементов
Авиация Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 1940 – 1946 годы
Фуражка для командующего и начальствующего состава образца 1937 года. Кокарда состоит из трёх элементов — металлическая звезда на двух гофрированных ободках, плюс накладной вышитый венок раннего образца, изображающий колосья. Эмблема ВВС выполнена вышивкой.

Копия с использованием оригинальных элементов
Авиация Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 1936 – 1940 годы
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ СССР (АЭРОФЛОТ)
Фуражка лётного состава. Приказ МГА СССР № 175 от 28 октября 1977 г.

Оригинал, 1985 год
Министерство Гражданской авиации, 1978 - 1991 годы
Фуражка командира воздушного судна, с накладным металлическим орнаментом в виде лавровых листьев на козырьке.

Оригинал, 1984 год
Министерство Гражданской авиации, 1978 - 1991 годы
Фуражка бортпроводника пассажирского воздушного судна

Оригинал, 1983 год
Министерство Гражданской авиации, 1978 - 1991 годы
Фуражка пилота / штурмана воздушного судна. Козырёк обтянут кожей, кокарда сборная, из двух элементов

Оригинал, 1969 год
Министерство Гражданской авиации, 1965 - 1978 годы
Фуражка командира воздушного судна. Специальный пошив на заказ — тулья выполнена из кремового кожзама. Козырёк с накладным металлическим орнаментом в виде лавровых листьев.

Оригинал, 1970 год. Реставрация
Министерство Гражданской авиации, 1965 - 1978 годы
Фуражка пилота / штурмана воздушного судна, образца 1958 года. Эмблема ГУГВФ — серебряные расправленные крылья с золотым серпом и молотом.

Оригинал. Реставрация
Министерство Гражданской авиации, 1958 — 1965 годы
Фуражка пилота / штурмана воздушного судна. Козырёк обтянут кожей, кокарда сборная, из двух элементов

Оригинал, 1962 год
Министерство Гражданской авиации, 1958 — 1965 годы
ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ ЦАРСКОЙ РОССИИ
24 декабря 1913 г. Император Николай II утвердил вид походных (повседневных) фуражек для авиационных частей. Фуражка офицерская, изготавливалась из защитного сукна с алыми выпушками по тулье, верхнему и нижнему краям околыша. Верх тульи приподнятый. Подбородочный ремешок из кожи.

Реплика с использованием оригинальных кокарды, пуговиц, ремешка и отреставрированного козырька.
Российский Императорский воздушный флот, 1914 -1917 годы
Парадная офицерская фуражка. Изготавливалась из черного сукна высшего качества с алыми выпушками по тулье, верхнему и нижнему краям околыша. Околыш обшивался чёрным бархатом. Подбородочный ремешок и козырёк из натуральной кожи. Подбородочный ремешок и козырёк, покрывались защитным лаком.

Реплика с использованием оригинальных кокарды, пуговиц и отреставрированного козырька.
Российский Императорский воздушный флот, 1914 -1917 годы
Made on
Tilda