ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ил-14 – советский ближнемагистральный поршневой двухдвигательный самолёт. Начал разрабатываться в 40-х годах (после ВОВ) из-за необходимости заменить устаревшие Ил-12 и Ли-2. Первый полёт был совершен 13 июля 1950 г.
Самолёт Ил-14 составил целую эпоху в развитии советской гражданской авиации: он способствовал многократному увеличению грузопотока, расширению маршрутов полётов «Аэрофлота», значительному повышению их надёжности, безопасности и комфорта.
Именно эти «Илы» способствовали превращению гражданской авиации в один из основных видов транспорта страны.
Ил-14 выпускался большими сериями в течение нескольких десятилетий (на двух заводах в Москве и Ташкенте). Всего было построено 1065 единиц. Ещё 286 выпустили по лицензии заводы ЧССР и ГДР, причем 14-е стали единственными самолётами гражданской авиации СССР, лицензию на которые мы продали за рубеж.
Ил-14Т - транспортный вариант базового Ил-14. На левом борту устанавливалась большая двухстворчатая грузовая дверь с «калиткой» и узлы под центропланом для наружной подвески грузов.
Особая история - это использование Ил-14Т в полярной авиации. Способность модификации «Т» совершать длительные полёты в труднейших метеоусловиях, в разряженном воздухе, при температуре до –70 °С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные ледовые площадки, простота обслуживания определили их незаменимость в полярной авиации. Вклад в успешное обеспечение высокоширотных экспедиций, при перевозке грузов в Арктике и Антарктиде трудно переоценить.
Самолёт построен 27 сентября 1957 г. на 30-м авиазаводе в г. Москве и эксплуатировался в ВВС СССР (в/ч 27827, Симферополь) в качестве летающей лаборатории для облёта радиотехнических систем ближней навигации (сокр. РСБН). В апреле 1987 г. Ил-14Т был снят с вооружения и поставлен на хранение, а через 8 лет после ремонта на авиазаводе в Быково введён в эксплуатацию в Федерации легкомоторной авиации (ФЛА).
Долгое время самолёт стоял на аэродроме в Мячково. «Ил» был не в лучшем состоянии, птицы свили в нём гнёзда. Но он был комплектный и не пострадал от вандалов. Новая жизни машины началась после того, как в 2011 г. её передали энтузиастам из группы авиалюбителей, входящих в «Команду Ил-14» и авиационно-спортивный клуб «Альбатрос-Аэро».
В процессе реставрации и восстановления до лётного состояния Ил-14Т получил специфичную окраску, характерную для самолётов полярной авиации, способствующую лучшей видимости. К яркой красно-серебристой ливрее вскоре прибавился рисунок пингвина на киле. Благодаря этой эмблеме самолёт моментально получил второе (неофициальное) имя – «Пингвин».
Весной 2012 года состоялось первое руление после восстановления, а 1 октября 2012 г. «Пингвин» вернулся в небо. В этот же день машина перелетела в Ступино. Спустя несколько лет самолёт снова сменил прописку, перебравшись на тверской аэродром «Орловка». Окончательным местом постоянного базирования для нашего Ил-14Т стал аэродром «Орешково», куда самолёт перелетел 14 октября 2018 г. Сейчас это один из трёх самолётов данного типа в России, находящийся в лётном состоянии.
С 28 мая 2016 г. самолёт носит имя Михаила Ростиславовича Фариха - легендарного полярного лётчика, внёсшего значительный вклад
в Российскую Авиацию Общего Назначения.