Лёгкий танк Т-60 использовался при создании летающего танкопланера А-40.
Советский лёгкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством ведущего конструктора Николая Александровича Астрова. Для повышения боевых качеств машины, новый танк оснастили доработанным вариантом 20-мм авиационной автоматической пушкой ШВАК.
В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на машиностроительных заводах в Москве, Свердловске (Екатеринбург), Горьком (Нижний Новгород), Харькове, Сталинграде (Волгоград) и Кирове. ПроизводствоТ-60 продолжалось до февраля 1943 года, всего было произведено 5565 экземпляров разных конструктивных особенностей.
Основной задачей этих танков являлась поддержка пехоты на поле боя, уничтожение пулеметов в дзоте, минометных батарей, стрелков и бронетранспортеров врага. Т-60 получился очень маневренный и довольно шустрый, за что немцы прозвали его «неуловимой саранчой».
Несмотря на то, что немецкие танки никогда не были целью для Т-60, известен случай, когда два «тигра» под Ленинградом безуспешно гоняли Т-60, который мало того что уворачивался от стрельбы немцев, так ещё и колотил ШВАКом вражеским танкистам по броне. Увлёкшись, немцы выскочили именно туда, куда их заманивал советский экипаж, а именно под пушки.
Так два «Тигра» были потеряны благодаря грамотному использованию сильных сторон лёгкого танка.
В начальном периоде Великой Отечественной войны положение советских войск на фронтах сохранялось тяжёлым и руководство страны требовало нетривиальные решения, которые могли обеспечить перелом в наступательной инициативе врага.
Активно создававшиеся партизанские отряды и целые соединения в тылу врага, оттягивали на себя большие силы международной коалиции фашистов, а потому остро нуждались в бронированной технике.
Именно для помощи партизанским отрядам и был создан летающий танкопланер А-40. Главным конструктором проекта стал легендарный Олег Константинович Антонов, считающийся отцом советской транспортной авиации, известный многим благодаря самолётам семейства «Ан» (Ан-2, Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-124, Ан-225 и другие).
Антонов предложил создать гибрид танка и планера. За основу был выбран лёгкий танк Т-60, масса которого варьировалась от 5,8 до 6,4 тонн. Выбор был сделан на основе предварительных расчётов, подтвердивших, что ходовая часть Т-60 способна выдержать нагрузки, возникающие при приземлении.
Суть разработки заключалась в создании дополнительной конструкции вокруг танка, позволяющей ему летать по принципу планера. Поэтому летающий танк получил ещё одно название «КТ-60», что расшифровывается, как «крылья танка».
Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20−30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. Была спроектирована и построена большая деревянная бипланная крыльевая коробка (опытный образец изготовили в Тюмени на заводе № 241 и сдали на испытания 26 апреля 1942 года). Крылья и хвостовые балки крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла. После приземления поворотом одной рукоятки планер сбрасывался — и Т-60 мог тут же идти в бой. Для уменьшения сопротивления воздуха в полёте башня была развернута пушкой назад. Механик-водитель должен был проходить начальную подготовку лётчика.
Первый полёт А-40/КТ-60 состоялся 2 сентября 1942 года, в роли буксировщика выступил самолёт ТБ-3 с 4 моторами АМ-34РН, каждый из которых развивал 970 л.с. Внутри танка-планера находился лётчик-испытатель С. Н. Анохин. Испытания прошли не очень успешно. Мощности буксировщика не хватило для того, чтобы вывести А-40 на требуемую высоту. Из-за переизбытка веса и сильного лобового сопротивления, А-40 удалось поднять на высоту не более 40 метров, после чего уТБ-3 стали перегреваться двигатели. Экипаж ТБ-3 принял решение подвести аэропоезд к ближайшему аэродрому Быково и отцепить планер. Анохин сумел успешно посадить летающий танк, после чего завел двигатель и не отцепляя крыльев добрался до командного пункта аэродрома. Там его задержали красноармейцы, шокированные внезапным появлением неопознанного летающего объекта. Инцидент быстро уладили.
Несмотря на то, что доработанный и оснащенный крыльями Т-60 стал единственным танком реально увидевший небо, первый полёт стал для него последним полётом. Проекту требовался более мощный самолёт-буксировщик. На эту роль мог претендовать Пе-8, но данных самолётов было слишком мало и все они выполняли более важные задачи.
Так что теперь, читая эту информацию, знайте, что в нашей коллекции стоит настоящий летающий танк.