Перед вами первый лётный экземпляр экспериментального самолёта МиГ-29СМТ (шифр изделия — 9.17), подготовленного в рамках программы по увеличению дальности / расширению функциональных возможностей фронтовых истребителей МиГ-29 модификаций 9.12 и 9.13, а также экспортных модификаций 9.12А, 9.12Б и 9.12Г.
Для лётной отработки технических решений, которые предполагалось реализовать на серийных МиГ-29СМТ, к 1997 году было подготовлено три опытных самолёта, два из которых ранее использовались в рамках программы создания истребителя МиГ-29С. Наш самолёт является одним из них и ранее был переоборудован для испытаний нового информационно-управляющего поля кабины лётчика.
Первоначально это была обычная серийная машина модификации «тип 9.13», впервые поднявшаяся в небо 16 сентября 1988 года и принятая в эксплуатацию 30 сентября 1988 года под номером 05. Самолёт строили в одной производственной партии с машинами, предназначенными для строевого 642 авиационного полка
истребителей бомбардировщиков, и поэтому он получил необычный зелёно-коричневый камуфляж. Для отработки новейшей системы управления вооружением СУВ-29С, способной применять новые ракеты Р-77, ставших нашим ответом на появление на американских истребителях F-16C ракет средней дальности AIM-120, борт «ноль пять» изъяли из поставки в ВВС и передали в КБ, где он был переоборудован в опытный самолёт № 405. В сентябре 1991 года испытания были завершены с положительным результатом, и МиГ-29С (шифр изделия — 9.13С) запустили в серийное производство. К этому моменту МиГ-29С № 05 (405) выполнил 282 испытательных полёта с общим налётом 222 часа 41 минуту, в том числе несколько полётов на практические стрельбы, сбив 10 высокоманевренных мишеней типа «Стриж».
Вскоре в ОКБ «МиГ» началась работы по программе создания многофункционального самолёта МиГ-29СМ, способного применять
современные высокоточные вооружения класса «воздух-поверхность». В рамках нового проекта самолёт № 3916 привлекли к новым испытательным работам.
16 мая 1995 года лётчик-испытатель Владимир Горбунов выполнил контрольный полёт на переоборудованном истребителе. В июне того же года состоялась зарубежная премьера МиГ-29СМ на международном авиасалоне Ле-Бурже, где самолёт № 3916, презентовали под выставочным номером 331. Теперь самолёт имел возможность применения разнообразного управляемого вооружения классов «воздух-воздух» и "воздух-поверхность", а также систему управления вооружением по принципу «пустил-забыл», когда, задав целеуказание ракете, лётчик мог выходить из атаки: все дальнейшие процессы наведения выполнялись автоматически. На тот момент, подобных возможностей не имел ни один зарубежный боевой самолёт. В следующем году МиГ-29СМ показали на международной выставке в Берлине, а в1997 году вновь в Ле-Бурже.
Следующим этапом развития данного опытного самолёта стала его доработка в модификацию МиГ-29СМТ (шифр изделия — 9.17). Проект предполагал модернизацию системы управления вооружением с приданием ей многофункциональных возможностей, расширение номенклатуры вооружения, наращивания ёмкости внутренних топливных баков более чем на 40% за счёт нового гаргрота (в нём разместили два бака общим объёмом 1850 литров) и установку съёмной системы дозаправки топливом в полёте.
Кабина самолёта № 3916 получила новую архитектуру бортового комплекса, дополненную двумя крупными жидкокристаллическими многофункциональными индикаторами, разработанными компанией «Русская авионика».
Первый полёт на нём был выполнен 28 ноября 1997 года лётчиком-испытателем АНПК «МиГ» Маратом Алыковым. В начале 1998 года опытное производство ОКБ произвело доработку конструкции фюзеляжа этого истребителя в соответствии с чертежами МиГ-29СМТ, и он вновь вышел на испытания, уже с бортовым номером 405. Облёт переоборудованной машины выполнил 22 апреля 1998 года шеф-пилот АНПК «МиГ» Владимир Горбунов. В мае того же года истребитель стал участником международного авиакосмического салона ILA-98 в Берлине. Предполагалось, что МАПО «МиГ» совместно с немецким Daimler-BenzAerospase сможет организовать не только техническое обслуживание доставшихся ФРГ в наследство от ГДР 24 самолётов МиГ-29A/Г, но и займётся их переделкой в модификацию СМТ, которая может найти спрос также в Польше, Венгрии и Румынии. Однако дальнейшие испытания показали, что задний бак сильно тянул центровку самолёта назад и ухудшал его характеристики.
Развитие программы МиГ-29СМТ/9.17, приведшее к созданию серийных самолётов, поступивших позже на вооружения ВКС России и ВВС Индии под шифрами «9.19», «9.19Р», «МиГ-29UPG» и «9.20» продолжили на двух других опытных машинах, а борт № 405 сняли с испытаний.
Всего за время лётной эксплуатации эта машина выполнила 416 полётов с налётом 342 часа 54 минуты. Последний полёт на МиГ-29СМТ№ 405 состоялся 15 мая 1999 года, после чего машину перевели на хранение.
Благодаря содействию компаний РОСТЕХ и РОО АСК «Альбатрос Аэро» с декабря 2024 года этот уникальный самолёт экспонируется у нас в Орешково.