Самолёт представляет собой модификацию истребителя-перехватчика МиГ-21М с двигателем Р-13Ф-300. Запас топлива на самолёте был увеличен до 3250 л. Дополнительное топливо размещено в накладном 900 л. баке, который находится между кабиной пилота и килем. Вооружение, РЛС, приборное и авиационное оборудование идентичны самолёту МиГ-21СМ.
Наш самолёт был выпущен авиазаводом «Знамя Труда» 26 мая 1971 года, а принят в эксплуатацию 31 мая того же года. Сразу же после постройки его вместе с однотипными братьями (было изготовлено 15 машин - з.н. 964001 - 964015, из которых 5 выделили для школы испытателей ВВС, а один остался в ОКБ) передали на аэродром «Кубинка» в легендарный 234 Гвардейский ИАП. Тот самый, на базе которого в начале девяностых появились знаменитые АГВП «Стрижи» и «Русские Витязи». Перед 3-й эскадрильей полка была поставлена задача освоить новые машины и выполнить на них дружественно-рекламный визит во Францию, в гости к эскадрилье «Нормандия-Неман». «Рекламная» составляющая заключалась в том, что группа советских истребителей должна была без посадки преодолеть 2300 км из Кубинки на авиабазу «Реймс».
По ряду причин, данный визит был отменён и самолёты передали в Группу советских войск в Германии на аэродром «Альтенбург», где базировался 296 полк истребителей-бомбардировщиков (ИБА). После нескольких лет эксплуатации и последовавшего за этим капитального ремонта самолётов, в 1978 году МиГ-21МТ попали в 66 АПИБ ВВС Ленинградского военного округа (аэродром «Вещёво»).
В декабре 1983 года три самолёта уникальной модификации списали с лётной работы и передали на практическую площадку военной кафедры МЭИ в посёлке Долгое Ледово. Вместе с другими исправными МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 они использовались как учебные пособия. Важно отметить - несмотря на то, что крайний полёт нашего самолёта №4015 был выполнен 2 сентября 1983 года (общий налёт 1018 часов 11 минут), в МЭИ машину поддерживали в условно пригодном к полётам состоянии. Так что к моменту ликвидации стоянки в 2010 году и последовавшего при этом уничтожения имевшейся там авиатехники, в МиГ-21МТ можно было вдохнуть жизнь.
12 лет назад в незавидную судьбу самолётов вмешались энтузиасты и любители авиации из РОО «Альбатрос Аэро». Им удалось спасти три машины — два МиГ-21МТ №11 и №15, и один МиГ-23М. В результате МиГ-23М стал памятником в посёлке Авиатор, а один из двух спасённых МиГ-21МТ хранится в качестве музейного экспоната на аэродроме «Вязьма».
Второй сохранившийся в России МиГ-21МТ с бортовым номером 15 остался в нашем аэроклубе.
Сейчас самолёт законсервирован в ожидании продолжения реставрационных работ, цель которых вернуть машину в небо.
Созданные в КБ «МиГ» самолёты навсегда вошли в историю отечественного
авиастроения. К большинству из них можно смело применять слово «самый». Вот и истребители МиГ-21 тоже имеют право на этот титул, так как являются самыми распространенными сверхзвуковыми боевыми самолётами в мире.
За годы своей эксплуатации МиГ-21 неоднократно модернизировались, и даже сейчас, спустя семьдесят лет с начала производства, некоторые страны сохраняют их на вооружении своих ВВС.
Перед вами МиГ-21МТ №15 (экспортная модификация самолётов МиГ-21СМТ), он же «изделие 96Б» с заводским номером 964015.