ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Самолёты семейства МиГ-27 являлись основой глубокой модернизации истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б. Первый полёт МиГ-27 состоялся 17 ноября 1972 года, а модификация МиГ-27М появилась в 1976 году. Всего с 1977 по 1984 годы было построено 145 самолетов этого типа. Обновлённый истребитель-бомбардировщик получил весьма удачным, что более 300 ранее выпущенных МиГ-27 доработали до своего уровня (самолёты получили название МиГ-27Д).
Помимо отечественных ВВС, МиГ-27 заинтересовал Индию, которая долгое время являлась одним из крупнейших представителей советского сообщества. После получения в 1981-1982 годах большой партии МиГ-23БН индийцы произвели свой взгляд и на более совершенный МиГ-27. В результате между Москвой и Дели было подписано соглашение, которое предусматривает международное производство МиГ-27М в Индии.
Экспортный вариант, названный МиГ-27МЛ ("32-29Л"), был практически идентичен прототипу советского аналога, и отличался лишь упрощенным составом функций и ответчиками системы госопознания. В Иркутске для Индии изготовили и передали 15 первых МиГ-27МЛ и еще 52 в деталях и отсеках. Первый комплект частей для международного рынка МиГ-27МЛ был изготовлен в 1985 году,
а 11 января 1986 года собранный индусами "двадцать седьмой" поднялся в небо.
Самолёт, получивший имя «Бахадур» («Храбрец»), выпущенный индийской авиастроительной корпорацией HAL на авиазаводе в городе Насик, где собрано 150 машин. Первый полёт самолёта индийской сборки состоялся 11 января 1986 года, а завершился выпуск
марта 1997 года. В начале 2000-х оставшиеся на вооружении МиГ-27МЛ прошли модернизацию и получили обозначение МиГ-27UPG. Модернизация была направлена прежде всего на повышение их возможностей по применению высокоточного оружия и ведения радиоэлектронной борьбы.
Эксплуатация МиГ-27МЛ(UPG) завершилась 27 декабря 2019 года, когда 29-я эскадрилья ВВС Индии «Скорпионы» на своих самолетах последним разошлись над строем над родной авиабазой.
Перед вами модификация советского истребителя-бомбардировщика
с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-27М, разработанная специально по заказу Военно-Воздушных сил Индии и получившая собственный индекс «МЛ» (заводской шифр 32-29Л).
Наш случай является первым опытным экземпляром из головной экспортной партии из 16 машин, изготовленной на Иркутском авиационном заводе имени 60-летия СССР. 9 марта 1983 года лётчик-испытатель
В.Б. Максименков выполнил на этой машине первый полёт, продолжавшийся 57 минут. К моменту окончания испытаний 29 раз поднялся в небо.
26 апреля 1984 года лётчик-испытатель В.Б. Максименков перегнал МиГ-27МЛ № 1080101 в Жуковский, где его передали ММЗ им. А.И. Микояна для проведения испытаний, в том числе по оценке точностных характеристик прицельно-навигационного комплекса с применением боевых возможностей и по отработке системного применения класса «воздух-поверхность».
Всего за время лётной эксплуатации эта машина выполнила 271 полёт с налётом 239 часов 4 минуты. Ее несколько раз демонстрировали на авиационных выставках. Последний полёт МиГ-27МЛ № 1080101 состоялся 11 января 1991 года, после чего машина была переведена на хранение.
Благодаря содействию компаний РОСТЕХ, ОАК и РСК «МиГ», с 2022 года этот экспериментальный самолет экспонируется у нас в Орешково.