Советский/российский тактический разведывательный самолёт с изменяемой геометрией крыла Су-24МР (заводской шифр Т6Р, изделие 48) разработки КБ «Сухого», предназначенный для выполнения всех видов разведки на расстоянии до 400 км за линией фронта в любое время суток, в любых погодных условиях и в условиях противодействия сильной ПВО противника.
В июле 1980 года лётчик-испытатель Анатолий Иванов совершил первый полёт на прототипе разведчика, получившем на тот момент название Т6МР-26. Государственные испытания Су-24МР завершились в 1982 году, а уже через год Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова собрал первый серийный Су-24МР.
Су-24МР стал первым в СССР самолётом, способным вести видовую, радиотехническую и радиационную разведку. В состав бортового разведывательного комплекса вошли радиолокационная станция (РЛС) бокового обзора, тепло- и телевизионная аппаратура, панорамный и перспективный фотоаппараты, аппаратура радиотехнической разведки. С точки зрения комплексности получаемой развединформации Су-24МР до сих пор не имеет конкурентов среди зарубежных фронтовых разведчиков.
Самолёты Су-24МР являлись наиболее оснащенными тактическими разведчиками в советской авиации, по номенклатуре спецсредств значительно превосходя МиГ-25Р любых модификаций. А способность к длительному маловысотному полёту с использованием складок местности для маскировки обусловила их высокую выживаемость в условиях применения современных средств ПВО.
Самолёт-разведчик Су-24МР создан на базе фронтового бомбардировщика Су-24М и практически не отличается от него по общей конструктивно-компоновочной схеме и конструкции основных узлов и агрегатов. Под носовым радиопрозрачным обтекателем упрощенной формы установлена только РЛС следования рельефу местности. На разведчике отсутствует пушка. На нижней поверхности фюзеляжа оборудованы выступающие обтекатели с окнами для оптической аппаратуры разведки. На центральном подфюзеляжном пилоне подвешиваются контейнеры с разведывательной аппаратурой, на двух пилонах под неподвижными частями крыла — дополнительные топливные баки. На пилоне под правой подвижной консолью крыла находится контейнер с аппаратурой радиационной разведки.
Вооружение Су-24МР состоит из двух управляемых ракет «воздух — воздух» Р-60/60М, которые подвешиваются на пилон под левой поворотной консолью крыла. За отсутствие наступательного вооружения Су-24МР прозвали в частях «голубь мира».
Всего было построено немногим более 130 самолётов этого типа. Су-24МР поступали на вооружение отдельных разведывательных авиаполков ВВС СССР и авиации ВМФ.
За рубежом Су-24МР стал по-настоящему широко известен после того, как 17 октября 2000 года пара наших разведчиков несколько раз пролетела над американским авианосцем «Китти-Хок» и сделала его детальные снимки. Четыре дня спустя российская военная разведка прислала по электронной почте командиру авианосца письмо, вложив в него фотографии, на которых американцы метались по полётной палубе, отчаянно пытаясь поднять в воздух свои самолёты. Ещё через несколько дней эти снимки появились в СМИ всего мира.
В настоящее время фронтовые разведчики Су-24МР остаются на вооружении ВВС России, где продолжают выполнять боевые задачи.
История самолёта:
Представленный в нашем музее Су-24МР имеет особую богатую историю, так как это не простая строевая машина, а самолёт, построенный для исследований и испытаний. Первый свой полёт он совершил 23 марта 1991 года, пилотировал машину лётчик-испытатель НАПО имени Чкалова Евгений Рудакас. После доводки систем и сдачи заказчику, 4 марта 1992 года самолёт, которому был присвоен бортовой номер 40 (белый), перегнали из Новосибирска на подмосковный аэродром «Раменское» в ЛИИ имени Громова (в ОКБ «Сухого»), где началась его полноценная лётная жизнь.
Уже в мае 1992-го машина получила яркую демонстрационную окраску в виде Российского триколора и обновлённый бортовой номер желтого цвета.
В таком запоминающемся облике Су-24МР продемонстрировали посетителям экспозиции Мосаэрошоу-92. Сразу после российской премьеры состоялось знакомство разведчика с мировым сообществом на авиационной выставке в британском Фарнборо, куда Су-24МР перелетел 6 сентября 1992 года. Более того, передовой по всем параметрам самолёт показали руководству ВВС
Великобритании, для чего он прибыл на одну из авиабаз Королевских ВВС.
В последующем Су-24МР № 40, получивший прозвище «Триколор», ещё несколько раз появлялся на публике в Жуковском: это было на МАКС-93, МАКС-95 и МАКС-1997.
К концу 90-хгодов продвижение данной модификации на внешний рынок было признано нецелесообразным, и борт № 40 перестали демонстрировать на выставках, используя его по прямому назначению — как самолёт-лабораторию в интересах новых испытательных программ ОКБ «Сухого», в том числе и для Т-50 (Су-57). На этом самолёте летали легендарные лётчики: Виктор Пугачев, Евгений Фролов, Игорь Вотинцев, Николай Садовников и многие другие.
Благодаря содействию РОО АСК «Альбатрос Аэро» с августа 2025 года самолёт Су-24М № 40 представлен в экспозиции Авиапарка Орешково.