Истребитель Ньюпор-17 / Nieuport N.17
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Одноместный истребитель «Ньюпор-17» созданный французским авиаконструктором Гюставом Делажем, совершил свой первый полёт в марте 1916 года. Самолёт спроектирован по схеме полутораплана - нижнее крыло короче и уже верхнего.
Машина строилась массовыми сериями. Всего выпущено не менее 2000 экземпляров, из которых более полутора тысяч поступили на вооружение французских эскадрилий, а остальные передали британцам, бельгийцам и итальянцам. Кроме того, московский завод «Дукс» наладил выпуск этих полуторапланов (в 1916-1917 было построено свыше 300 самолётов). Также несколько десятков самолётов было произведено на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.
Полноразмерная копия самолёта-истребителя Ньюпор-17 сер. № 1910 командира 1-й боевой авиагруппы Российского воздушного флота ротмистра Александра Александровича Козакова, на котором он воевал в Первую Мировую войну с апреля по ноябрь 1917 года.
Самолёт построен Русским авиационным обществом (ООО «Русавиа») в 2012 году по оригинальным чертежам с соблюдением технологии времен серийного выпуска. На самолёт установлена копия ротативного двигателя «Гном-Рон», оригинальный воздушный винт (изготовлен 11.8.1917 года) и доработанный пехотный пулемёт «Максим» (оружие деактивировано и стрельба из него невозможна, но ударно-спусковой механизм работает).
Самолёт Александра Козакова был легко узнаваем от остальных машин авиагруппы по белому рулю поворота с чёрной «Адамовой головой». В конце 1916 года череп с костями стал отличительным знаком 19-го корпусного авиаотряда Юго-западного фронта, на базе которого весной 1917 года была сформирована первая в России боевая (истребительная) авиагруппа. На самолётах рядовых лётчиков авиагруппы рули поворота красили в черный цвет, а на его фоне белой краской изображали «адамову голову». Самолёты командира группы ротмистра Козакова и его заместителя есаула Шаньгина отличались обратным порядком цветов эмблемы - черный череп на белом фоне.
Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (имеет христианское происхождение), и для большинства первых русских военных лётчиков он воспринимался как символом бесстрашия перед лицом смерти.
За время Первой мировой войны лётчик Александр Козаков «поучаствовал» в 20 воздушных победах, из которых 15 или 16 были записаны на его счёт. Для русской авиации и восточного фронта вообще это был безусловный рекорд. Кроме того, именно Козаков совершил первый в истории авиации таран, в ходе которого лётчик атакующего самолёта остался жив.
Истребитель Ньюпор-17 / Nieuport N.17